?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Откуда что берётся?
Дворик
paintervic
Вчера, при демонстрации недавно написанной картины, замечательная elina2106 задала мне следующий вопрос, и сегодня я попытаюсь ответить на него...
С начала всё равно начать не получиться, поэтому начну где-то со средины. В 1986 году я заканчивал ЛВХПУ им.В.И.Мухиной - кафедру системного дизайна. Надо сказать, что рисунку, живописи и композиции там учили очень хорошо - "Муха" считалась фирмой и за границей СССР. Система обучения базировалась на классическом реализме, т.е. какой-нибудь петербургский уголок я мог написать легко, вот к примеру Демидов мостик:


1.
Приближался диплом, на носу было распределение, и вот начались поиски работы...В принципе много куда требовались выпускники нашего ВУЗа, но как всегда вылезали ослиные уши советских отделов кадров - большинство их возглавляли суровые отставники, строго блядившие(блюдившие) великую принципиальную заповедь - евреев на работу не брать, посему при виде меня у этих товарищей делалось каменное лицо и голос робота произносил - "а вы молодой человек зря пришли, работы нет для ВАС", иногда просили паспорт показать, видимо проверки ради...Однако я давно заметил, что по жизни нас ведёт Его Величество Случай. После одного из таких неудачных посещений, спускаюсь в мухинский подвал - там мастерские дерева были(и сейчас есть), встречаю там давнего своего доброго знакомца - Володю Ваняна, а он, надо сказать был очень креативный, как сейчас говорят, парень, со множеством знакомств и связей. Выслушав меня, он вынул из кармана записочку с телефоном и сказал - "звони туда, мужик набирает на заводе бюро технической эстетики". Я позвонил. Мужик, его звали Виктор Фёдорович, просил подойти завтра. Я подошёл, объяснил ситуацию, на что он мне заметил - типа ерунда, всё будет путём. И действительно, так и вышло. Распределение на этот завод в БТЭ я получил, и с августа 1986 года приступил к работе. БТЭ находилось при конструкторском отделе, где я бывал часто, несмотря на то что наше бюро находилось на другом конце завода. И вот однажды, во время одного из посещений КБ, ко мне подошла конструктор Вика Трофимова со словами: " а ты знаешь, я тут в ДК Моряков в такую классную студию живописи хожу, просто обалдеть, а преподаватель там - просто супер! Пойдём туда со мной, не пожалеешь..." Признаться, я несколько опешил - ну зачем оно мне, я же и так всё это умею. Но Вика была настойчива, за что я ей очень сейчас благодарен, и мы пошли, вернее сели в трамвай и проехали несколько остановок до ДК моряков на улицу Двинскую. Поднялись в студию - это была большая комната, метров 50, где стояли мольберты и подиум, небольшая часть была отделена занавеской, где был большой стол для чаепитий...Нас встретили несколько человек, среди которых был и он - Вячеслав Борисович Шрага - руководитель студии, а по-большому счёту Гений...
Я это понял сразу, достаточно было бросить взгляд на его картины, которые стояли у стенки и на мольберте. Одним словом я остался в студии на три года, до самого отъезда...


2. Это мы в студии: В.Б.Шрага крайний справа, Вика третья, а я - четвёртый.


3. Это В.Шрага в 1990 году


4. Это я в 1988 году.

Народу в студию ходило много - кто-то приходил, некоторые не задерживались, но был костяк, постоянный состав:

5. Это примерно 1989 год. В первом ряду справа: второй В.Шрага, третья - dona_anna(Аня)
Система преподавания у Вячеслава Борисовича очень проста - он сам пишет картины в студии - все видят как он это делает и "заражаются", а можно сказать и "заряжаются" от него. Как он сам рассказывал, его творчество базируется на творческом восприятии работ Шагала, Кислинга, Кандинского, Миро. Если посмотреть на работы В.Шраги, то в них можно найти некое сходство с работами этих авторов, но без сомнения, творческий почерк самого автора превалирует, вот к примеру картины(некоторые) 1980-х годов:


6.


7.


8.

Творческий заряд, исходивший от Мастера, очень сильно влиял на всех нас. Я например понял, что в живописи можно ещё и придумывать композицию, а не пользоваться только готовыми шишкинскими мотивами, происходила некая ломка, борьба с классическим видением живописи, под влиянием Мастера я постепенно изменил стиль и манеру письма, хотя не переставал баловаться часовыми этюдами, к 1990 году я окончательно перешёл в новую для меня "живописную конфессию"...
Первые годы в Израиле я сохранял тот заряд энергии, полученный от Шраги, вот и работы, написанные в этот период, говорят об этом:


9.


10.


11.


12.


13.

Пути наши разошлись, учитель продолжал творить свои роскошные работы уже в Санкт-Петербурге, расцвет его творчества продолжается и по сей день:


14.


15.


16.


17.


18.


19.

А недавно даже получил звание народного художника России, времена изменились!

20.

Вика Трофимова оставила работу конструктора и ушла в творчество полностью, сейчас она занимается дизайном ногтей и ювелирным делом:

21.


22. Это браслетики её работы, выполненные по её же эскизам, а это она сама:

Ну а это я, меня-то вы знаете:)))

23.
Вот такое влияние и откуда что берётся...


Замечательно, что Элина задала свой вопрос, который у многих вертелся на языке, а мы получили такой исчерпывающий интереснейший ответ с великолепными илюстрациями! Творческих успехов Вам и Вашим друзьям и коллегам!!!

Спасибо! Я постарался дать достаточно полный ответ, хотя можно было бы и "по-ширше", но формат ЖЖ всё же ограничен:)

интересно и здорово

Очень интересно про Шрагу и твои "истоки", надо еще статью про тебя писать:)

Шрага - Гений, к сожалению о нём маловато знают...

Я дилетант в живописи.Но мне так нравятся все ваши работы!

Мне это разумеется приятно, спасибо:)))

Его Величество Случай - великое дело!

Без него никак нельзя:)

Большое спасибо, очень интересно

Рад, что понравилось:)

И Вам спасибо, что читаете:)

Витька, какой прекрасный рассказ ты накатил, вот же молодец!
Ажна меня прослезило...

Экаж! Почему прослезило - оно же не грустно совсем, Ы?

Замечательный репортаж, спасибо!

гы:) вспомнил нашу боевую молодость:) я тоже случайно попала - искала где делать посуду для составления букета:) и одна странная барышня с курсов цветоводов-декораторов сказала, что мол иди в ДК Моряков, там один из ваших преподает:) ну и пришла я:) на 2 года раньше, чем ты:)
Слава учил нас собой, как в средневековых мастерских, наверно это самый верный подход...
сейчас там уж совсем не так:( нас было меньше, но мы были ближе... да и курятник полный - мужиков почти нет:( одне барышни...
меня он уже попенял, что ничего не делаю, т.е. не пишу и не рисую...

Да, подход у него замечательный - в мягкой манере, не навязывая - смотри мол сам, нравится - бери, не нравится - тоже хорошо:)))

Очень интересно, но мало! Хотелось читать ещё, а тут вдруг... всё оборвалось! :)))

ничего не оборвалось - живет себе художник нормальной художнической жизнью - пишет, пишет и пишет:)

Случайно попала к Вам. Понравилась Ваша работа и по ней я в гости к Вам. А тут и Ваше откровение. Впечатлил и Ваш рассказ и работы Вашего Учителя. Одним словом все ЗДОРОВО. Успехов и творческих Вам побед. Елизавета.

Спасибо, даже не думал, что вызовет такой резонанс. Работы учителя не очень известны, хотя он заслуживает очень многого:))

Витя, пост классный! ОЧЕНЬ интересно!!!
Вот, тебе букет за это!:)))))))))

Спасибо Люба за утренний букетик, надо бы написать такие ромашки:))

Очень, очень интересно! Спасибо за рассказ!

Спасибо, всегда рад!:))

ндааа, вот ту картинку шо за маэстро на стенке, с белого кирпича,
с Миро бпопутал:(

Оно и не мудрено - эта картинка с его выставки(недавно прошла), посвящённой творчеству Хуана Миро:)